Суббота, 18.11.2017, 11:15

Персональный сайт-портфолио учителя английского языка Щербатых А. И.

Категории раздела
Меню сайта
Наш опрос
Ваши любимые виды театрального искусства (multiple choice)

Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ВОПРОСЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Под поликультурным образованием в широком смысле понимают вовлечение детей и подростков в сферу «малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культуры», в первую очередь, с целью духовного обогащения, формирования и развития умений успешных взаимодействий в поликультурной среде и даже для «развития планетарного сознания». [1]

Понятие полиэтничного общества опирается на представления о том, что многие люди в современном мире более не относятся жестко к определённой этнической группе, а являются членами двух и более общностей, носителями нескольких культур, которые «замыкаются» друг на друга в самых различных комбинациях, находятся в постоянной динамике. Полиэтничное общество, таким образом, становится обществом социального разнообразия, причем разнообразия принципиально изменчивого. Успешная социализация подрастающего поколения в таких условиях будет зависеть от формирования способностей к самостоятельному выбору, развития вариативности поведения в разных культурных средах, повышения «уровня толерантности к «иным», непохожим». [2]

Поликультурное образование, являясь инструментом целенаправленной социализации обучающихся, обеспечивает

·        на когнитивном уровне освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;

·        на ценностно-мотивационном уровне формирование социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей обучающихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам;

·        на деятельностно-поведенческом уровне активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохраннии собственной культурной идентичности. [3]

С проблемами поликультурного образования связана новая концепция и отдельные теоретические положения, которые можно обозначить как социально-психологический подход, Нельзя сказать, что понятие о социально-психологическом подходе в науке сформировалось полностью. Однако, уже можно выделить некоторые отличительные признаки такого подхода, наиболее важным из которых представляется «рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования определённых социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих выпускнику средней или высшей школы осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям». [2]

Важнейшей составляющей поликультурного образования является билингвальное обучение. Но для российских регионов, не отличающихся естественным многоязычием, целесообразно использование общей тенденции к интеграции, к диалогу культур и межкультурной коммуникации. Однако, обучение межкультурному взаимопониманию не должно ограничиваться только лишь информацией об экзотических аспектах другой культуры. Основные задачи поликультурного образования средствами иностранного языка были сформулированы В. В. Сафоновой:

1. Развитие культуры восприятия современного, многоязычного мира.

2. Комплексное билингвистическое и поликультурное развитие языковой личности учащихся.

3. Развитие у обучаемых полифункциональной социокультурной компетенции (которая является одним из компонентов коммуникативной компетенции), помогающей им ориентироваться в изучаемых типах культур и соотносимых с ними норм коммуникации и форм общения.

4. Обучение технологиям защиты от культурной дискриминации и ассимиляции.

5. Создание условий для культурного творчества, в том числе и речетворчества.

Решение всех задач в совокупности приведёт становлению ребёнка как «субъекта диалога в межкультурном общении».[4] Под межкультурным общением здесь мы понимаем особую форму общения, при которой два участника акта коммуникации принадлежат разным культурам. Соответственно, исследования в этой межкультурной коммуникации касаются в основном трёх сфер: сфера воспитания, сфера языкового, то есть вербального общения, невербальные процессы.

Какими же формами и методами могут оперировать учителя иностранного языка для достижения поставленных целей поликультурного образования? В первую очередь, это широкое использование интегративных приёмов. Крайне продуктивна интеграция иностранного языка с занятиями физкультурой, хореографией, внеурочной деятельностью, связанной с двигательной активностью учащихся. Ведь «слово на иностранном языке, сопровождающее ритмическое движение ребёнка, способствует формированию в его памяти единого звукомоторного образа, что позволяет через усиление ассоциативных связей облегчить ребёнку усвоение иностранного языка». [5]

Естественно, лишь теоретического знакомства с чужой культурой недостаточно, преподавание должно вестись на аффективном (установление эмоциональных отношений, умение давать эффективную обратную связь) и на поведенческом (овладение навыками неконфликтного взаимодействия), а не только на интеллектуальном (передача знаний) уровнях. В ином случае, информация не будет соответствовать характеру конкретных межкультурных контактов. Также совершенно очевидно, что, независимо от объема передаваемой информации, учащихся необходимо «научить учиться».

Преподавание иностранного языка в поликультурной образовательной среде способствует формированию у детей умения общаться, сосуществовать с людьми разных этнических групп, формирует богатый опыт социально-культурного общения, являющийся прочной базой приобщения учащихся к глобальным ценностям цивилизации, их успешной социализации в будущей взрослой жизни. 

 

Литература

 

1.       Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. М.: Просвещение.  http://www.prosv.ru/metod/dgur/index.html

2.       ГабидуллинаЛ. Л., Е. Л. Сырцова Е. Л. Реализация идей поликультурного образования при обучении английскому языку в начальной школе http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/realizatsiya_idey_polikulturnogo_obrazovaniya_pri_obuchenii_angliyskomu_yaziku_v_nachalnoy_shkole.html

3.       Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2000.

4.       Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа; Амскорт интернэшнл, 1991.

5.       Горст Ю. Г. Преподавание английского языка в условиях поликультурной образовательной среды. http://lib.znaimo.com.ua/docs/183/index-72711.html

Категория: Мои статьи | Добавил: April-Anna (18.03.2014)
Просмотров: 424 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: